Программы поддержки Формы и виды поддержки Инфраструктура поддержки Реестр субъектов получателей поддержки Законодательство

Об электронной цифровой подписи

15 октября 2015 г.

В целях повышения качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций, создания удобств для граждан и индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, сокращения административных барьеров, 27.07.2010г. принят Федеральный Закон №210 «Об организации и предоставлении государственных муниципальных услуг», предусматривающий представление и получение документов и информации в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия. Для работы в системе «электронного правительства» индивидуальные предприниматели должны иметь электронную цифровую подпись.

ЭЦП – закодированная последовательность криптографических символов, которая генерируется специальными программами или пакетами программ. В зависимости от того, насколько сложна данная последовательность, можно контролировать степень защиты документа. Такая роспись является аналогом обычной, которая заверяет бумажные документы. Так как в современном мире все меньше встречаются документы на классическом бумажном носителе, были созданы программы способные не только создавать электронные документы, но и трансформировать обычные бумаги в электронные. Цифровые документы передаются по современным телекоммуникационным каналам связи, например, сеть интернет. Электронный документ – это закодированная последовательность данных, сгруппированных в определенной последовательности. Такие документы используют в качестве обмена информацией в локальной или глобальной системе электронного документооборота. Электронную подпись необязательно включать в тело файла – ее можно также приложить к нему отдельно. Любая бумага недействительна без подписи физического лица или печати предприятия. Электронная цифровая подпись заверяет документ, то есть, придает ему юридическую силу. Поэтому субъекту, который подключен к системе электронного документооборота необходимо получить электронную подпись.

Список документов для юридических лиц:

1) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, заверенная нотариусом;

2) нотариально заверенная копия свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговой службе;

3) оригинал (можно копию) выписки из ЕГРЮЛ;

4) заявление на изготовление закрытого ключа и регистрацию пользователя в системе;

5) в случае, если получателем сертификата на использование цифрового ключа является руководитель предприятия, то необходимо представить также документ о назначении такового на пост главы организации, заверенный подписью руководящего органа и печатью;

6) если сертификат будет предоставлен не руководителю предприятия, а его уполномоченному лицу, например, главному бухгалтеру или иному сотруднику, то последнему необходимо представить сертификационному центру доверенность руководства, подтверждающую право использования росписи, а также паспорт и его копию;

7) паспорт гражданина РФ, на имя которого выдается сертификат; доверенность на получение материальных ценностей владельца ЭЦП. Для индивидуальных предпринимателей, имеющих собственную печать и для тех, которые таковую не имеют, список документов на получение электронных ключей для ЭЦП практически идентичны.

 

Порядок получения электронной подписи состоит из нескольких этапов: сбор необходимых документов; подача заявки в удостоверяющий центр; получение сертификата и самой подписи; проверка ЭЦП.

Равнозначна ли электронная цифровая подпись подписи на бумаге?

Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе. Это определено Федеральным законом от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Ст. 19 П. 2:
«В случаях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или соглашением сторон, электронная цифровая подпись в электронном документе, сертификат которой содержит необходимые при осуществлении данных отношений сведения о правомочиях его владельца, признается равнозначной собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе, заверенном печатью».
Ст. 4.:
«Электронная цифровая подпись в электронном документе равнозначна собственноручной подписи в документе на бумажном носителе при одновременном соблюдении следующих условий:
— сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
— подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
— электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи».

Где применяется ЭЦП?
Применение ЭЦП достаточно многогранно.


Насколько сложно научиться пользоваться электронной цифровой подписью?

Несмотря на чрезвычайную сложность математических средств криптографии и программных средств, их реализующих, пользование ЭЦП для его владельца на удивление просто и доступно любому человеку, вне зависимости от уровня владения персональным компьютером, образования и рода занятий. Достаточно обладать базовой компьютерной грамотностью и понимать хотя бы самые простые вещи: например, что такое браузер, как зайти на определенный сайт, что такое командная строка.

Кто может получить ЭЦП?

Сертификаты электронной цифровой подписи получают представители организаций, индивидуальные предприниматели и частные лица.

Сколько времени занимает выпуск сертификата ЭЦП?

Стандартный срок выпуска сертификата ЭЦП ekey.ru составляет один рабочий день, сверхсрочный выпуск занимает 4 минуты.

Сколько стоит ЭЦП?

Стоимость ЭЦП существенно зависит от выбранных электронных торговых площадок и заказанных услуг Сервисного Центра. Цены варьируются от 2000 руб. до 7000 руб.


Скачать Стоимость услуг по выпуску ЭЦП

Где можно получить ЭЦП бесплатно?

Бесплатно ЭЦП получают только органы государственной власти в подразделениях Федерального Казначейства.

Нужна ли специальная компьютерная программа для работы с ЭЦП?

Да, для формирования ЭЦП нужна специальная программа. Применяется одна из двух программ КриптоПро либо Лисси.

На какой период времени выдается ЭЦП?

Согласно заключаемому при выдаче ЭЦП договору между вами, Удостоверяющим центром и Сервисным центром, ваш сертификат ключа подписи будет действителен в течение 1 календарного года, считая с момента введения вашей ЭЦП в действие. Заблаговременно до истечения этого срока вы сможете получить новый сертификат таким образом, чтобы не произошло перерыва в действии вашей ЭЦП при его смене.

Какие документы необходимо предоставить для получения ЭЦП?

Для юридических лиц, если ЭЦП оформляется на руководителя

·оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, полученную не ранее чем за тридцать дней до ее представления;

·заявление в Удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП;

·паспорт гражданина Российской Федерации, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП, а также его копия (листы с фотографией и регистрацией по месту жительства);

·если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя руководителя организации: нотариально заверенную копию документа о назначении руководителя.

Для юридических лицесли ЭЦП оформляется на уполномоченного представителя

·если сертификат ключа ЭЦП изготавливается на имя уполномоченного представителя организации: доверенность, подтверждающую полномочия владельца сертификата ключа ЭЦП, заверенную подписью руководителя и печатью организации;

·доверенность на представителя юридического лица, уполномоченного на получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП (в случае, если сертификат ключа подписи получает не владелец сертификата, а его уполномоченный представитель), заверенную подписью руководителя и печатью организации;

·паспорт гражданина Российской Федерации — представителя юридического лица, уполномоченного на получение изготовленного сертификата ключа ЭЦП, а также его копия (листы с фотографией и регистрацией по месту жительства).

Для индивидуальных предпринимателей

·оригинал или нотариально заверенную копию выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, полученную не ранее чем за тридцать дней до ее представления;

·заявление в Удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП;

·паспорт гражданина Российской Федерации — индивидуального предпринимателя, на чье имя изготавливается сертификат ключа ЭЦП, а также его копия (листы с фотографией и регистрацией по месту жительства).

Для частных лиц

·паспорт гражданина Российской Федерации (листы с фотографией и регистрацией по месту жительства);

·нотариально заверенную копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;

·заявление в Удостоверяющий центр о выпуске сертификата ключа ЭЦП.

Можно ли подделать ЭЦП?

При правильном хранении закрытого ключа его владельцем - нет. Выполняйте рекомендации по хранению и использованию ключа, содержащиеся в документации к клиентскому комплекту - и вы будете гарантированы от подделки вашей ЭЦП. На сегодняшний день не существует вычислительных мощностей, способных в сколько-нибудь приемлемые сроки взломать криптографию ЭЦП. Дополнительная защита от подделки обеспечивается сертификацией Удостоверяющим центром открытого ключа подписи.

Можно ли незаметно подделать текст электронного документа, подписанного ЭЦП?

Это невозможно. Любое изменение, несанкционированно внесенное в текст документа, будет мгновенно обнаружено, так как проверка ЭЦП покажет, что она искажена.

Как можно убедиться, что работник, подписавший документ от имени предприятия, имеет на то полномочия?

Чтобы убедиться, что работник, подписавший документ от имени предприятия, имеет на то полномочия, достаточно просмотреть его сертификат ключа подписи, в котором содержится информация о его должности и областях применения этого сертификата.

Может ли владелец сертификата ключа подписи отказаться от своей ЭЦП под электронным документом?

Владелец сертификата ключа подписи, поставивший свою ЭЦП по электронным документом, не может отказаться от своей подписи, так как эта подпись включает и сертификат. Сертификат содержит уникальный серийный номер, а также ряд других атрибутов, по которым однозначно можно определить его принадлежность конкретному физическому лицу и наименование удостоверяющего центра, который этот сертификат выдал.

Существует ли «универсальная» ЭЦП для всех электронных торговых площадок и отчетности всех видов?

Универсальной ЭЦП, которая принимается всеми электронными торговыми площадками, и с помощью которой можно было бы подавать отчётность во все государственные органы пока не существует.

Можно ли использовать ЭЦП, выпущенную для налоговой отчетности, для электронных торгов?

Нет. ЭЦП, изготовленная для налоговой отчётности, не принимается электронными торговыми площадками.

Может ли один человек иметь несколько ЭЦП?

Да, один человек может иметь несколько ЭЦП. Это право закреплено п.2 ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».

Что делать, если сотрудник, на которого была оформлена ЭЦП, уволился с предприятия и может ли он при желании продолжать подписывать документы от имени предприятия?

Руководитель предприятия или сам владелец ЭЦП должны немедленно сообщить в Сервисный Центр об аннулировании сертификата. Удостоверяющий центр по получении такого сообщения включает сертификат в специальный файл, который называется «список отозванных сертификатов» С этого момента подпись сотрудника будет считаться недействительной.

Обычно печать предприятия хранится в бухгалтерии, или у секретаря, или в другой службе, и они же ставят печать на подпись руководителя. А можно ли ЭЦП доверять так же, как и печать?

Может это и личное дело руководителя кому доверять, так ответственность все равно остается за ним и поэтому желательно, чтобы он предусмотрел все меры предосторожности.